Ключевые темы

Что нужно знать о маркировках?

Ежедневно каждый из нас совершает покупки в магазинах, приобретая продукты, бытовую химию, одежду и многое другое. На упаковке каждого продукта или вещи есть маркировки, с помощью которых можно узнать о пользе и безопасности приобретаемого товара.

Какие бывают маркировки?

Есть две категории маркировок: обязательные и необязательные.
1.     Обязательные, те, которые должны быть на упаковке или товаре по закону.
2.     Необязательные, те, которые решает указать на товаре сам производитель, сообщая о дополнительной сертификации или данных.
Для разных категорий товара существуют свои обязательные маркировки. Но практически на всех должны быть указаны точный вес, срок годности и условия хранения, а также знаки обязательной сертификации: например, Евразийское соответствие (Eurasian Conformity) — знак соответствия нормам Технического регламента Таможенного союза, или РСТ — знак сертификации по стандартам ГОСТ для российских товаров.



Обязательная маркировка в России введена для табака, обуви, одежды и легкой промышленности, шуб, духов, фотоаппаратов и шин, молочной продукции и минеральной воды.

К 2024 году обязательная маркировка товаров распространится на всю потребительскую продукцию, а система прослеживания станет единой для России и ЕАЭС.

Обязательные или добровольные сертификации и дополнительные проверки, которые устанавливает производитель, говорят о том, что товар безопасен для потребителей (при соблюдении условий использования) и действительно соответствует тому, что на нем написано.

Маркировка для упаковки продуктов/вещей

На разных вещах и продуктах, часть маркировки не относится к самому продукту или вещи. Такая маркировка говорит о том из чего/для чего изготовлена упаковка и как правильно ее утилизировать. По таким значкам можно определить для хранения каких вещей/продуктов предназначена эта упаковка и из чего она изготовлена.

Примеры маркировок:
Маркировка для пищевой продукции

Маркировка для пластиковых упаковок

Маркировки для стекла, металла и бумаги


Экомаркировки


В России товары позиционируются как экологичные на добровольной основе, а термин «экологичный товар» не закреплен законодательно. По этой причине производители и потребители могут по-своему понимать это понятие. Помочь сориентироваться могут только специальные экомаркировки на упаковке товара.

Экомаркировка — знак, который производитель имеет право поставить на упаковку своей продукции после того, как она прошла добровольную экологическую сертификацию. Стандарт для проверки с чёткими критериями оценки разрабатывают специалисты из независимых и авторитетных экспертных организаций. Если товар соответствует ему, это означает, что влияние на окружающую среду и здоровье человека сведено к минимуму.

Такая независимая экспертиза даёт производителю право обоснованно использовать термин «экопродукт».

Существуют продукты, которые максимально экологичные на всех стадиях от сырья до утилизации, включая производство, упаковку, транспортировку, хранение и эксплуатацию. На них нужно искать такие значки, как «Листок жизни» (Россия), EU Ecolabel (Европейский союз) и Nordic Swan (скандинавские страны).


Такую маркировку можно встретить на товарах для ремонта, продуктах питания, косметике, бытовой химии или других товарах. Их оценивают независимые специалисты по чётким, разносторонним и научно обоснованным критериям, с учётом последних экспертных данных и лучших международных практик.

Будьте внимательны к товарам, которые приобретаете! Обращая внимания на маркировку, вы сможете сделать выбор в пользу более качественной продукции.